Индекс Арсагеры -27,43% -0,78%
Индекс МосБиржи 3150,32 -0,04%

Банк Санкт-Петербург (BSPB)

Финансовый сектор

Обращение к членам Совета директоров ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

646
Перейти к комментариям

Обращение к членам Совета директоров ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

 

Документ содержит информацию о мерах по увеличению:

  • балансовой и рыночной стоимости акций ПАО «Банк «Санкт-Петербург»;
  • прибыли и размера дивиденда на акцию;
  • эффективности использования собственного капитала.

Кто мы

ПАО «Управляющая компания «Арсагера»: национальный инвестор, вкладывающий средства в отечественную экономику; автор ежегодного исследования, посвященного уровню корпоративного управления российских публичных компаний. Итоги данного исследования размещены в свободном доступе по ссылке.

УК «Арсагера» более 10 лет ведет профессиональную инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг. В своей системе управления капиталом мы опираемся исключительно на фундаментальные показатели бизнеса анализируемых нами эмитентов. В ходе проводимого анализа российского фондового рынка мы регулярно замечаем примеры иррационального поведения, как со стороны инвесторов, так и со стороны эмитентов.

По состоянию на 06.07.18 под управлением компании находится пакет акций ПАО «Банк «Санкт-Петербург» в размере 666 040 штук (0.13% уставного капитала).

Наша цель

Мы являемся долгосрочными инвесторами и считаем своей целью повышать эффективность бизнеса российских публичных компаний.

Мы взаимодействуем с руководящими органами большинства российских публичных компаний с целью обмена опытом и рекомендациями, направленными на оптимизацию и совершенствование Модели управления акционерным капиталом (МУАК). Мы считаем, что подобная форма сотрудничества будет выгодна как эмитентам, так и инвесторам. МУАК в акционерном обществе должна работать на благо бизнеса компании и в интересах всех акционеров, а также приводить к трансформации результатов деятельности компании в курсовую стоимость ее акций.

Мы рассчитываем на понимание членов Совета директоров ПАО «Банк «Санкт-Петербург» и выражаем надежду, что описанные рекомендации будут тщательно проанализированы и окажутся полезными компании. Для лучшего понимания сути предлагаемых нами практических действий прилагаем необходимые теоретические материалы:

Исходные параметры 

ПАО «Банк «Санкт-Петербург» - один из крупнейших региональных банков России, осуществляющий свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Калининграда. В течение последнего десятилетия Банк демонстрирует устойчивость и стабильность на всех основных рынках финансовых услуг, что позволило ему добиться существенного роста чистой прибыли. В таблице 1 приведены результаты деятельности ПАО «Банк «Санкт-Петербург» за 2 последних года, а также прогноз финансовых показателей на 2018 и 2019 гг., составленный аналитическим подразделением УК «Арсагера».

Таблица 1. Собственный капитал ПАО «Банк Санкт-Петербург», результаты и прогнозы деятельности.

Примечания:

 * - данные 2018 г. на 06.07.2018г.;

 ** - данные компании;

 *** - сумма долгосрочных и краткосрочных заемных средств.

 **** - по методике ПАО «УК «Арсагера»

Источник: финансовая отчетность ПАО «Банк «Санкт-Петербург» по МСФО за 2017 год, расчеты УК «Арсагера».

Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги в операционной деятельности нас как акционеров Банка весьма тревожат те тенденции, которые проявляются в сфере корпоративного управления ПАО «Банк «Санкт-Петербург», прежде всего, в части управления акционерным капиталом.

Добавим, что уже не первый год на вторичном рынке обыкновенные акции Банка оценены с коэффициентом P/BV не выше 0,5, что является едва ли не худшим показателем среди российских публичных аналогов. Другими словами, собственный капитал одного из ведущих отечественных банков, ежегодно зарабатывающий чистую прибыль, оценен инвесторами ниже, чем в половину (!) его стоимости. Как следствие, текущая цена акций Банка представляется нам сильно заниженной. Между тем, мировой практический опыт свидетельствует о том, что рыночная стоимость публичных банков в долгосрочном периоде незначительно отклоняется от балансовой стоимости. Как следствие, существующее расхождение между балансовой и рыночной стоимостью акций Банка мы считаем абсолютно неприемлемым.

Сложившаяся ситуация выглядит вдвойне странно, учитывая, что банк обладает внушительными активами и проводит сбалансированную кредитную политику, что помогает даже в кризисные периоды избегать консолидированного убытка и выплачивать дивиденды акционерам.

Корень проблемы, на наш взгляд, заключается в непонимании органами управления ПАО «Банк «Санкт-Петербург» обязательств акционерного общества перед своими акционерами. По своей природе обязательства перед акционерами четко определимы и задаются результатами коммерческой деятельности компании. Ответственность за их выполнение несут органы управления обществом, обладающие необходимым инструментарием согласно нормам действующего законодательства, устава и внутренних документов общества. Важность выполнения таких обязательств обществом по отношению к своим акционерам (по аналогии с выполнением обязательств перед кредиторами) и будет определять возможность дальнейшего гармоничного развития бизнеса.

Компании, заявившие и исполняющие такие обязанности, получают в свое распоряжение источник финансирования своей деятельности в виде долевого капитала в любом объеме, сопряженную с ним возможность соразмерного привлечения долгового капитала, а также высокую (справедливую) стоимость своего бизнеса. При этом даже несмотря на временное снижение собственного капитала вследствие выплаты дивидендов и проведения обратного выкупа своих акций, компания получает возможность его последующего привлечения на гораздо более выгодных условиях, подбирая необходимые параметры в части инструментов, объемов и сроков. Именно сбалансированное развитие – пропорциональный рост размеров долгового и долевого капитала - залог долгосрочной и эффективной деятельности акционерного общества.

В ином случае в условиях конкурентной борьбы любое увеличение объема основной деятельности становится жестко привязанным либо к постоянной поддержке со стороны мажоритарного акционера (что само по себе странно – не он получает доход от собственности, а его собственность требует постоянных дотаций), либо к дальнейшему росту долгового бремени. Опасность чрезмерной закредитованности бизнеса заключается в повышенном риске для акционеров: любые негативные изменения общеэкономической и отраслевой конъюнктуры могут привести к огромным потерям, так как операционных доходов компании может не хватить для обслуживания растущего долга, затраты по которому могут быть усилены наличием отрицательных курсовых разниц по привлеченным валютным кредитам. В этом случае канал для привлечения в общество долевого капитала по выгодным для текущих акционеров ценам оказывается перекрытым, а сам Банк становится крайне уязвимым к малейшему негативу. Подобное развитие событий мы считаем категорически неприемлемым, учитывая тот факт, что ПАО «Банк «Санкт-Петербург» функционирует по модели публичного акционерного общества.

1.      Предложения по повышению эффективности деятельности ПАО «Банк «Санкт-Петербург»

Исходя из вышесказанного, УК «Арсагера» считает, что для повышения рыночной стоимости акций ПАО «Банк «Санкт-Петербург» до справедливого уровня и роста показателей эффективности деятельности, Совет директоров компании должен инициировать выкуп собственных акций с вторичного рынка с их последующим погашением. Отметим, что в подобной процедуре заинтересовано, в первую очередь, само ПАО «Банк «Санкт-Петербург», обладающее существенными финансовыми возможностями для повышения эффективности своей деятельности.

 

Таблица 2. Возможные параметры выкупа (пример).

Источник: финансовая отчетность ПАО «Банк «Санкт-Петербург» по МСФО, расчеты УК «Арсагера».

Цену выкупа обыкновенных акций УК «Арсагера» рекомендует определить в размере 79 рублей, что на 58% превышает текущую рыночную цену, а размер обратного выкупа – в количестве 3,0% от уставного капитала. Таким образом, в денежном выражении объем выкупа составит 1,2 млрд. рублей. От операции выкупа ПАО «Банк «Санкт-Петербург» получит гораздо больший экономический эффект, связанный с повышением показателей эффективности бизнеса компании и приведением стоимости компании на вторичном рынке в соответствие с ее балансовой стоимостью.

Напомним, что на Годовом общем собрании акционеров ПАО «Банк «Санкт-Петербург» было принято решение распределить часть чистой прибыли по итогам 2017 года в виде дивидендов в размере 809 млн рублей. По сути, обратный выкуп акций является операцией, схожей с выплатой дивидендов, ведь и в первом, и во втором случае денежные средства покидают баланс компании и поступают в распоряжение акционеров. Рекомендация дивидендных выплат Советом директоров означает, что средства у ПАО «Банк «Санкт-Петербург» имеются.

ПАО «Банк «Санкт-Петербург» выгодно проводить операцию обратного выкупа по цене ниже балансовой (BV = 135,32 руб.), так как доходность подобной инвестиции (ROEвыкупа) составит 16,7% (ROEпрогноз* BV /Pвыкупа), что превышает ROEпрогноз (9,77%). Уточним, в том случае, если компания приобретает свои акции по балансовой цене (Pвыкупа = BV на акцию), то средства вкладываются с доходностью ROEпрогноз, если же цена выкупа ниже балансовой, то средства вкладываются с доходностью, превышающей ROEпрогнозна соотношение BV/P.

Мы хотим обратить внимание, что за год (с 06.07.2017 по 06.07.2018 г.) объем торгов акциями ПАО «Банк «Санкт-Петербург» на Московской бирже составил всего 2,87 млрд рублей. Из этого следует то, что текущая стоимость компании ПАО «Банк «Санкт-Петербург» на вторичном рынке задается крайне малым объемом торгов и не отражает настоящих успехов банка. Рекомендованный УК «Арсагера» объем выкупа – 1,2 млрд рублей, на наш взгляд, должен оказать серьезное влияние на оценку ПАО «Банк «Санкт-Петербург». На наш взгляд, после проведения указанной операции ПАО «Банк «Санкт-Петербург» будет оценен существенно выше своей текущей стоимости, но для целей примера мы выбираем консервативный сценарий и считаем, что после проведения обратного выкупа на вторичном рынке акции Банка будут оценены по цене выкупа (79 рублей).

Несмотря на то, что в рассматриваемом примере размер выкупа составляет 3,0% уставного капитала, мы хотим подчеркнуть, что такие операции будут всегда выгодны для Банка в любом объеме (как в меньшем, так и в большем) до тех пор, пока у него есть возможность приобретать свои акции ниже балансовой цены.

2.    Прогнозируемый эффект от выкупа

УК «Арсагера» намерена продемонстрировать полезность и необходимость озвученных мер. Обратимся к цифрам и проиллюстрируем будущий эффект от выкупа.

Таблица 3. Эффект для акционеров и основной деятельности компании.

Источник: финансовая отчетность ПАО «Банк «Санкт-Петербург» по МСФО, расчеты УК «Арсагера».

  • После проведения операции обратного выкупа балансовая цена акции по итогам 2018 года вырастет до 149,19 руб., (+1,43%).
  • Прибыль на акцию (EPS) вырастет на 0,41 рублей или на 3,1%.
  • Рыночная цена обыкновенной акции поднимется до 79 рублей (+58% к цене закрытия торгов на Московской бирже 06.07.2018 г.).
  • Рост дивидендов на акцию по итогам 2018 года может составить 3,2%.
  • Соотношение P/BV для обыкновенной акции возрастет с 0,34 до 0,53.

Таким образом, после проведения обратного выкупа акций с их последующим погашением вырастут все основные показатели эффективности деятельности компании в расчете на одну акцию, а финансовое положение ПАО «Банк «Санкт-Петербург» по-прежнему останется комфортным.

Кроме того, проведение этой операции, по оценкам УК «Арсагера», будет способствовать росту курсовой стоимости акций ПАО «Банк «Санкт-Петербург» на вторичном рынке. Данное обстоятельство укрепит репутацию ПАО «Банк «Санкт-Петербург» как публичной компании. Следует помнить, что одной из основных характеристик публичности является соответствие рыночной оценки достижениям бизнеса компании. Уменьшение собственного капитала банка и сокращение на первых порах доли акций в свободном обращении может быть не просто компенсировано в дальнейшем; размер «free-float» может быть даже увеличен за счет новых публичных размещений, но уже по ценам не ниже балансовой стоимости. Подобные действия окажут положительное влияние на ликвидность акций и капитализацию компании. Такие размещения могут проводиться как за счет эмиссии новых акций, так и за счет продажи пакетов акций мажоритарными акционерами. Целенаправленные действия по управлению акционерным капиталом и, как следствие, четкая корреляция между рыночной и балансовой ценами акций компании обеспечит устойчивый спрос на ценные бумаги ПАО «Банк «Санкт-Петербург» со стороны инвестиционного сообщества.

Отдельно хочется отметить, что итоги состоявшегося в марте 2016 года выкупа Банком собственных акций нами были восприняты со сдержанным оптимизмом. Мы считаем неверным решение Банка продать выкупленные акции обратно сторонним инвесторам по цене существенно ниже балансовой стоимости несмотря на итоговый положительный результат этой сделки (по нашим оценкам, более 100 млн рублей). Так как именно в момент продажи, уже приобретенных акций, произошло размытие балансовой цены акции, чем был нанесен ущерб абсолютно всем акционерам Банка.

На наш взгляд, единственно верным шагом должно было стать погашение выкупленного пакета. Да, Банк сумел получить неплохой финансовый результат на этой операции. Но мы считаем, что проведение новой процедуры обратного выкупа и последующее погашение акций принесет акционерам Банка куда больший экономический эффект, а именно - около 1,6 млрд рублей.[6]

Систематическое несоблюдение принципов МУАК привело к тому,  что в 2017 году банком была проведена допэмисия в размере 60 млн акций (11,5% увеличенного уставного капитала) по цене значительно ниже баланса.  Отметим, что на протяжении последних трех лет УК «Арсагера» в своих письмах, адресованных Совету директоров, указывала, что Банку стоит выкупать свои акции, в том числе и для проведения последующих допэмисий по ценам не ниже балансовых. В итоге, когда у Банка возникла необходимость в дополнительном размещении акций, это пришлось делать с большим дисконтом к балансовой цене, нанеся тем самым ущерб акционерам. В этой связи, мы просим вас обратить особое внимание на эту информацию и рассмотреть возможность обратного выкупа  акций с их последующим погашением.  

Мы готовы дать необходимые дополнительные пояснения относительно наших предложений как в очной, так и в заочной форме на безвозмездной основе. УК «Арсагера» готова также помочь в диагностике потенциальных слабых мест в системе корпоративного управления ПАО «Банк «Санкт-Петербург».

Телефон: +7 (812) 313-05-30; +7 (812) 313-05-31 

Факс: +7 (812) 313-05-33 

E-mail: clients@arsagera.ru

Контактные лица: Соловьев В.Е., Председатель Правления ПАО «УК «Арсагера»

                                  Абалов А.Э., Начальник аналитического управления.



[1] Цена выкупа может быть обозначена компанией на ином уровне: как больше, так и меньше.

[2] Для расчета взят собственный капитал ПАО «Банк «Санкт-Петербург» на конец 2017 года.

[3] Механизм расчета данного показателя приведен на следующей странице.

[4] В случае, если объем выкупа оставит 15,59 млн. шт. акций и мажоритарные акционеры не будет участвовать в выкупе.

[5] Размер дивиденда определен исходя из прогнозной чистой прибыли 2018 года и доли дивидендов в чистой прибыли в размере 11%.

[6] Рассчитан как изменение EPS * Количество акций после выкупа/Ставка дисконтирования. Экономический эффект = 0,41 руб. * 504  млн шт. ао+ап/13% = 1 585 млн. руб.

Комментарии 39

Для того, чтобы оставить комментарий к публикации, а также иметь возможность отвечать на комментарии других пользователей, необходимо

  • Елена Ланцевич

    Елена Ланцевич

    Добрый день! P/E 2024 по нашим прогнозам получается 3,9 и рассчитывается как отношение текущей цены к прогнозной прибыли на акцию 2024 года. Из таблицы к посту можно увидеть, что прогнозная прибыль на акцию 2024 г. ожидается нами на уровне 75,6 руб.
    Если Вас интересует P/E 2023 года, то для его расчета берется прибыль на акцию, равная 98,2 руб., а не 102 руб., так как в расчет включаются не только обыкновенные акции, но и привилегированные.
  • Максим Жидких

    Максим Жидких

    В настоящий момент обыкновенные акции банка торгуются исходя из P/E 2024 около 3,9
    Heт ли у вас ошибки ? P=293,7, E=102 У меня получается P/E 2024 = 2,87
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Не стоит забывать о том, что у банка есть еще привилегированные акции. Несмотря на свой небольшой фиксированный дивиденд, они имеют право на долю имущества при ликвидации, а, значит, на часть собственного капитала пропорционально доле в уставном капитале. По этой причине мы учитываем их при расчете таких показателей как ROE и EPS
  • Евгений Канев

    Евгений Канев

    475 554 000 акций.
    Андрей, конечно, правильно использовать 475 554 000 акций. Это выпущенные, за минусом казначейских, обыкновенные акции. Но вместе с этим ваши цифры из вашего прогноза совсем не бьются друг с другом. Приведу пару примеров: 1) Капитал банка на 1 января 2020 = 80,1 млрд. Это 168,4 руб на акцию. Вы прогнозируете ROE(2020)=9,1%. Ок, 9,1% от 168,4 = 15,3 руб. Ваш же прогнозный EPS=14,7. Разница = 4%. 2) На 30 июня 2020 капитал 83,7 или 176 руб. на акцию. И в то же время вы прогнозируете на конец года те же 176,2 руб. Банк зарабатывает порядка полутора рублей на акцию в месяц. Почему капитал не вырастет к концу года? Больших див-ов вы тоже не прогнозируете. И такое ощущение, что так со всеми цифрами. Они плохо бьются друг с другом. Причём ошибки гораздо больше тех, которые возникают из-за банального округления. С уважением, Евгений Канев.
  • Андрей Валухов

    Андрей Валухов

    Добрый день, какое количество акций учитывается в вашем последнем прогнозе по EPS, BV и т.п.? Акционеры проголосовали за погашение выкупленных ранее 11 999 833 акций.
    Добрый день. 475 554 000 акций.
  • Антон Лауфер

    Антон Лауфер

    Добрый день, какое количество акций учитывается в вашем последнем прогнозе по EPS, BV и т.п.? Акционеры проголосовали за погашение выкупленных ранее 11 999 833 акций.
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Изучив устав банка и предысторию выпуска привилегированных акций, можно прийти к выводу, что Вы правы. На данный момент привилегированные акции банка не предоставляют своим владельцев должных преимуществ, что на наш взгляд несправедливо по отношению к владельцам привилегированных акций. Такого рода примеры, к сожалению, встречаются в нашей практике, о них мы не раз писали в своих статьях. Более подробно Вы можете прочитать об этом по ссылке http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/kodeks_professionalnogo_chlena_soveta_direktorov/kodeks_pchsd_prava_akcionerov/ в разделе «Права владельцев привилегированных акций». Проблема заключается в отсутствии в уставе банка так называемой «защитной оговорки» (гарантирующей, что дивиденд в расчете на привилегированную акцию не должен быть ниже дивиденда на обыкновенную акцию). По нашему мнению, такого рода оговорка должна быть обязательной составной частью не просто устава, а самого закона «Об АО». Это вытекает исходя из прав владельцев привилегированных акций на часть имущества при ликвидации акционерного общества. К слову сказать, такая норма является типовой для устава большинства публичных российских компаний, в уставном капитале которых присутствуют привилегированные акции. В уставе же банка Санкт-Петербург такой нормы нет, что является упущением органов управления обществом при формировании устава. На данный момент юридически заставить банк выплачивать равные дивиденды на оба типа акций невозможно. Со своей стороны мы можем посоветовать Вам прийти на собрание акционеров и задать лично этот вопрос руководству банка. Идеальным решением стало бы изменение устава в части включения упомянутой выше «защитной оговорки» в соответствующий раздел. Второй вариант – ежегодно просить Совет директоров банка выносить вопрос о равенстве дивидендов на оба типа акций и надеяться на утверждение этой рекомендации общим собранием акционеров. В этом случае изменений в устав не требуется, но каждый следующий год будет приносить неопределенность в этом вопросе.
  • Здравствуйте, ! У меня есть небольшое количество привилегированных акций Банка Санкт-Петербург.По ним из года в год выплачивают 11 копеек дивидендов.До 2014 года по обыкновенным акциям тоже платили 11 копеек,но в 2014 году поменяли устав и по обыкновенным акциям стали платить 20 процентов от прибыли,а про привилегированные "забыли" и платят так же 11 копеек ! Получается привилегированные акции никакой привилегией не обладают а даже наоборот обладают ущемлением ! Интересует Ваше мнение по данному вопросу .Можете как то помочь мне в этом вопросе дивидендов по привилегированным акциям банка Санкт-Петербург ? Чтобы банк платил дивиденды по привилегированным акциям не меньше чем по обыкновенным !
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Настолько срочно, что в предыдущие годы (включая 2016 г.) платили дивиденды? Зачем? И что тогда за стратегия развития у банка, если подобные вопросы вскрываются "срочно"? А ведь в свое время, казалось, банк осознал выгоды от рекомендованного нами обратного выкупа акций. И даже провел таковой. Но затем вместо погашения выкупленных бумаг просто перепродал их хоть и с прибылью, но значительно ниже своей балансовой стоимости. Такой шаг фактически был равноценен проведению допэмиссии по цене ниже баланса, что и произошло сейчас. Это говорит именно о непонимании принципов управления акционерным капиталом. Безусловно, как акционеры банка, мы «обречены» надеяться на то, что хотя бы привлеченные средства будут освоены эффективно. Но и здесь есть свои риски. Нас не могут, в частности, не настораживать подобные новости (https://www.vedomosti.ru/finance/news/2017/08/11/729093-sankt-peterburg). Получается, что на фоне наблюдаемых сокращений персонала в банковской системе и торможения роста расходов на оплату его труда здесь мы рискуем столкнуться с противоположной тенденцией. Но, по крайней мере, в данном случае мы принимаем на себя коммерческие риски общества, в которое инвестируем. Принимать же на себя дополнительные риски корпоративного управления у нас нет никакого желания. Отсюда – и наше внимание к подобным действиям. Будем надеяться, что сам банк и другие публичные компании сделают необходимые выводы.
  • Александр Юциков

    Александр Юциков

    Артем, мне понятная Ваша точка зрения. Лично я смотрю на эту ситуацию так: акционерам предложили скинуться на развитие бизнеса. Деньги нужны были срочно, отсюда дисконт к рынку в 7%. Банк Санкт-Петербург недавно начал диверсифицировать бизнес, купив 50% акций компании, которая занимается кассами-онлайн. Возможно, скоро мы узнаем об очередном слиянии или поглощении. Я уверен, что и эти деньги пойдут на развитие бизнеса, и что выиграют даже акционеры, доля которых была размыта. За счет увеличения прибыли на акцию и за счет роста стоимости самих акций. Единственное, в чем я сильно сомневаюсь, так это в том, что жалобы и иски пойдут на пользу акционерам банка.
  • Посетитель

    Посетитель

    поддерживаю Арсагеру в этой борьбе против наперсточников... Понятно, что вы и свои интересы отстаиваете, но это идет на пользу всем. Непонятно, чем занимаются так называемые журналисты, это же их хлеб... в общем, большое вам спасибо, и удачи вам и всем нам на пути к более цивилизованному ФР.
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Нам, в свою очередь, тоже достаточно тяжело согласиться с Вашими рассуждениями, Александр. А если бы Вам предложили купить акции по преимущественному праву по пять рублей при том, что цена на вторичном рынке находилась бы в районе 60 рублей, а балансовая цена - свыше 100 рублей? Ведь это еще дешевле! Вы тоже были бы довольны выгодной сделкой? А как же балансовая стоимость акции? Ведь это сумма, которую банк заработал в расчете на одну акцию для акционеров за все время своей работы! И вдруг волюнтаристским решением Совета директоров Вас лишают прироста собственного капитала на акцию за последний год! То есть всех акционеров банка, не участвовавших в допэмиссии, заставили в принудительном порядке отдать примерно 9,5 рублей в расчете на одну акцию просто так. И не оказаться в подобной ситуации Вы могли только найдя дополнительные средства для участия в преимущественном праве. Но согласитесь, нелепо находиться в ситуации, когда ты должен постоянно вкладывать дополнительные средства в компанию, чтобы у тебя не украли средства. Почему вообще акционер должен дополнительно вкладывать деньги только потому, чтобы его не обманули в ходе корпоративных действий? Ведь по своему физическому смыслу преимущественное право предназначено для того, чтобы акционер смог сохранить свою долю в обществе при проведении допэмисии. Долю, а не заработанные акционерным обществом средства в расчете на акцию! А если у него нет свободных средств, значит, он может понести двойной ущерб: мало того, что его доля в обществе снизится, так еще и балансовая стоимость принадлежащего ему пакета акций также упадет. Так в чем же здесь выгода? Российские компании при проведении корпоративных реорганизаций зачастую совершенно игнорируют физический смысл инструментов управления акционерным капиталом, ориентируясь лишь на поверхностные суждения. Отсюда и «вечная недооценка» таких компаний и рынка в целом. Вас смущает балансовая цена 135 рублей? Дорого? А почему цена в 170 рублей за акцию Сбербанка не дорого? Ведь она достаточно долго держится на рынке при том, что балансовая стоимость акции ниже 150 рублей? Такая разница возникает, потому что в одних компаниях органы управления прекрасно ориентируются в Модели управления акционерным капиталом и понимают, что их действия должны быть направлены на максимизацию ROE и скорости роста балансовой стоимости акции, а для других это – всего лишь общетеоретические понятия, не имеющие отношения к практике. Поэтому на нашем рынке немало примеров, когда аналоги из одной отрасли могут торговаться исходя из совершенно различных коэффициентов. И банковский сектор здесь не исключение. Думается, Вы и сами без труда приведете общеизвестные примеры из других отраслей. Так что Вашу выгоду можно назвать «Пирровой победой»: за счет не принявших участие в преимущественном праве акционеров Вы получили краткосрочный эффект, но в долгосрочном периоде достижение акциями банка своей балансовой стоимости на вторичном рынке откладывается в еще более долгий ящик. Кто знает, какой подвох будет ожидать акционеров в будущем, и не станут ли потенциальные инвесторы обходить этот финансовый инструмент стороной?
  • Александр Юциков

    Александр Юциков

    Добрый день! Лично я как акционер ПАО "Банк Санкт-Петербург" не могу согласиться с позицией "Арсагеры". Я, как и любой другой долгосрочный инвестор в здравом уме, заинтересован в приобретении акций по более низкой стоимости.. Я воспользовался своим преимущественным правом выкупа и не испытал никаких проблем из-за сроков. Хочу также отметить, что была возможность подать заявку, а если цена при оглашении не устроила, можно было просто не оплачивать покупку. Лично меня дисконт к рынку в 7% приятно удивил. Понятное дело, что те, кто близки к руководству обладают преимуществами. На то и есть регулирование и законы об использовании инсайдерской информации. Да, 26 апреля был аномальный объем, но он не обрушил цену. Следовательно, проблем я тут не вижу. Упоминание про балансовую стоимость, превышающую 100 руб, вообще неадекватно. Если бы Банк объявил подобную стоимость никто не стал бы пользоваться правом преимущественного выкупа. Смысл покупать по 100, когда на рынке по 57?!
  • Посетитель

    Посетитель

    Александр, добрый день! Да, я читал ваше обращение. Хорошо, я понял, спасибо за комментарий!
  • Александр Шадрин

    Александр Шадрин

    Добрый день! Планируете ли участвовать в SPO? Какая у вас стратегия по этому вопросу, если можете поделиться?
    Доброе утро, Андрей! Не планируем, так как предполагаем, что цена размещения не будет ниже текущих рыночных котировок. В целом относимся отрицательно к этому SPO – уверены, что цена акции в рамках этой доп. эмиссии будет ниже размера собственного капитала на акцию (135 р. на 1 ао), а это является плохой практикой корпоративного управления.
  • Посетитель

    Посетитель

    Добрый день! Планируете ли участвовать в SPO? Какая у вас стратегия по этому вопросу, если можете поделиться?
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Спасибо, Александр, исправили!
  • Александр Гавриленко

    Александр Гавриленко

    в первой таблице - там в млн., а не в млрд...
  •   Александр   Николаев

    Александр Николаев

    Если Арсагера предлагает Банк Санкт-Петербург провести выкуп своих акций, то она полагает, что проблем у этого банка с собственным капиталом меньше, чем у того же Сбербанка?
    Действительно, у многих Банков присутствуют проблемы с достаточностью капитала, но, что касается Банка Санкт-Петербург, то получается на практике у него есть средства на выкуп акций. Обратите внимание, сколько Банк направил на выплату дивидендов (890,1 млн руб.). На наш взгляд, более разумным было бы потратить эти деньги на выкуп.
  • Дмитрий Попов

    Дмитрий Попов

    Если Арсагера предлагает Банк Санкт-Петербург провести выкуп своих акций, то она полагает, что проблем у этого банка с собственным капиталом меньше, чем у того же Сбербанка?
  • Денис Бобровников

    Денис Бобровников

    Вряд ли будут в ближайшие пару лет проводить выкуп. АСВ осенью предоставит банку 14,6 млрд рублей через субординированный займ, и половину от этой суммы (7,3 млрд) банку нужно будет внести либо через накопление прибыли, либо через допэмиссию акций. Мне кажется, что увеличение количества акций даже более вероятно, чем его уменьшение. Эту точку зрения можно будет пересмотреть через 3 года или в момент, когда банк привлечёт дополнительные 7,3 млрд в собственный капитал. У менеджмента уже была возможность погасить 7,6% казначейских акций, выкупленных в ходе присоединения ИКБ «Европейский». В итоге акции были проданы обратно в рынок с убытком.
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Конечно, выкуп акций был более правильной мерой. Но и выплата дивидендов хотя бы дает возможность каждому акционеру провести "персональный байбэк". Другие банки не дают своим акционерам и такого шанса...
  • Дмитрий Попов

    Дмитрий Попов

    http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/investicionnyj_likbez/bissektrisa_arsagery_chast_1/ Со слов самой же Арсагеры выплаты дивидендов имеют смысл только при условии низкой эффективности бизнеса в использовании новых денежных средств (см. пункт 4). Другая допустимая выплата дивидендов, описываемая в п. 3, возможна при случае: "Доходность на собственный капитал (BVф) выше требуемой (Rт) и акции стоят дороже балансовой цены совершенно оправдано, но превышение больше, нежели должно быть, исходя из текущей рентабельности ROEф" - явно не подпадает под ситуацию с Банк Санкт-Петербург Так в чем же здесь заключается "приятный сюрприз для акционеров"
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Дмитрий, для лучшего понимания рекомендуем Вам ознакомиться с материалами, где подробно освещаются вопросы, связанные с ценообразованием акций. http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/investicionnyj_likbez/kto_znaet_i_opredelyaet_cenu_akcij/ http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/investicionnyj_likbez/bissektrisa_arsagery_chast_1/ http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/investicionnyj_likbez/bissektrisa_arsagery_ili_chto_dolzhna_delat_kazhdaya_kompaniya_chast_2/
  • Дмитрий Попов

    Дмитрий Попов

    Актуальным также является вопрос стоимости обслуживания пассивов Банка Санкт-Петербург, которые он привлекает для того, чтобы "перечислить" деньги акционерам. И совсем уже весело будет, если банк вскоре объявит о допэмиссии
  • Дмитрий Попов

    Дмитрий Попов

    Артем, но ведь даже в условиях "нерационального" поведения инвесторов рыночная цена акций, как правило, снижается на сумму выплаченных дивидендов. Что же тогда в итоге при таком раскладе получают акционеры? Если вначале купить акции, чтобы потом радоваться каким-то небольшим по ним выплатам (типа, хоть что-то удалось вытащить обратно!!!) - зачем тогда вообще инвестировать?
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Добавлю также, что компания обязана платить дивиденды, если ее акции торгуются выше справедливой цены. Но к банку Санкт-Петербург, как организации, которая работает с большим рычагом, это не может относиться. Он вполне мог бы оставить деньги у себя и, например, снизить ставки по привлекаемым депозитам, тем самым повышая объем будущей прибыли.
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Дмитрий, а кто Вам заплатит на вторичном рынке желаемую Вами цену? То, что Вы говорите, возможно в случае, если рыночная цена акции прямо коррелирует с ее балансовой ценой, т.е. в курсовой динамике автоматически в полном размере отражаются результаты деятельности компании. Такая ситуация возможна в двух основных случаях: либо абсолютно рационального поведения инвесторов на вторичном рынке, либо как результат действий самой компании в части Модели управления акционерным капиталом за счет выкупов собственных акций. Только в этих вариантах у Вас действительно будет выбор: когда и как забирать свои деньги при помощи продажи акций по адекватной цене. В остальных случаях практика показывает, что цена акции достаточно долго может не отражать итоги деятельности компании, торгуясь, например, ниже своего баланса. На нашем рынке таких примеров сколько угодно. И тут приходится выбирать: либо ждать неопределенный срок, прежде чем цены акций будут отражать результаты работы компании, либо мириться с тем, что акции могут торговаться ниже баланса, но при этом получать дивиденды. И это не говоря уже о том ,что дивиденд - это прямой эффект от владения акцией, в то время как курсовой прирост ее стоимости - косвенный: до момента продажи акции он не гарантирован, а даже если он произойдет, то в полной мере может не отразить итоги работы компании.
  • Дмитрий Попов

    Дмитрий Попов

    Просьба подсказать, что хорошего в том, что акционеров, при помощи выплат дивидендов, вынуждают зафиксировать прибыль и понести связанные с этим расходы? Не лучше ли предоставить им самим возможность выбирать, когда и как забирать свои деньги при помощи продажи акций? Оправданием подобной дивидендной политики может быть только отсутствие возможности компанией реинвестировать полученную прибыль в свой бизнес с приемлемы результатом
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Дмитрий, на данный момент перекладка не планируется. Выгоды от владения обычкой и префом примерно одинаковы, да и прогнозы по банку в целом стали чуть скромнее из-за повышенных отчислений в резервы.
  • Дмитрий Трефилов

    Дмитрий Трефилов

    Каково Ваше мнение, исходя из показателей банка? Перекладываться в префа не планируете при текущей разнице в ценах?
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Весьма вероятно, что инвесторы сомневаются в выплате дивидендов по префам банка и начинают их чтить как будущие обыкновенные акции, в которые префы и подлежат конвертации.
  • Дмитрий Трефилов

    Дмитрий Трефилов

    Добрый день! С удивлением обнаружил, что дисконт между ао и ап сократился до 2.5 - 3 рублей. С чем это может быть связано, ведь по префам должен быть дивиденд около 12 рублей по итогам года?
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Цена акции крайне редко находится на фундаментально обоснованном уровне. Практически всегда она подвержена рефлексии - то в одну, то в другую сторону. Неизменно одно - в долгосрочном периоде есть взаимосвязь курсовой динамики и прибыли компании. По 200 рублей этот банк нам был не интересен, по 60 рублей - вполне. Мы мыслим не трендами ,а потенциальной доходностью. Анализировать графики ,выявлять тренды и подбирать объяснение колебаниям мы предоставляем право другим.
  • Посетитель

    Посетитель

    График цены отражает истинное положение дел в банке. С начала 11г в наличии чудовищный даунтренд с 200 до 50 руб по обычке. Хороший банк так не будут утаптывать в пол. Фундаменталист должен иметь единственно верное тому объяснение и четко знать при каком фундаментальном условии тренд развернется. На рынке нет никаких безумий и неэффективностей, если цена падает, то этому всегда соответствует ФУНДАМЕНТ .
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Да уж , воистину крепкий банк с ДЕФОЛТНЫМ рейтингом фин. устойчивости от мудиз D- !!! http://www.bspb.ru/145/ 
    Лучше бы объяснили нам сирым что там не ладно, если реально делаете фунд. анализ, а не его имитацию.

    Объяснений лучше требовать с рейтингового агентства - не сомневаюсь, услышите много общих слов на эту тему. Если конечно после 2008 года у Вас осталось доверие к присваиваемым буковкам и цифыркам... Мы можем ответить за свои прогнозы - для этого достаточно сравнить прогнозные и фактические показатели прибыли банка.
  • Посетитель

    Посетитель

    Да уж , воистину крепкий банк с ДЕФОЛТНЫМ рейтингом фин. устойчивости от мудиз D- !!! http://www.bspb.ru/145/ Лучше бы объяснили нам сирым что там не ладно, если реально делаете фунд. анализ, а не его имитацию.
  • Алексей Астапов

    Алексей Астапов

    В рамках работы по потенциальной доходности мы сравниваем прогнозную будущую и текущую цены, чтобы определить, какие из активов являются лучшими. Предположим, что на рынке обращаются только обычка и префы Санпита. Напомним, что префы будут конвертированы в обычку (т.е. имеют конечный срок существования), а дивиденды по ним определены практически в фиксированном виде (13,5% от цены размещения). Это дает нам основание рассматривать такой преф как аналог облигации фиксированными купонами и конечным сроком погашения. Отличием между ними в ближайшие два года будут дивидендные выплаты (напомним, по обычке компания дивиденды не прописывает, предположим, что они будут равняться нулю). Что мы имеем? Стоит ли покупать префы по более дорогой цене ради этих выгод? Предположим, дивиденды по префам в ближайшие два года составят по 12 руб на акцию. Пренебрежем временной стоимостью денег. При текущей цене префа в 90 рублей при росте обычки до 100 рублей получаем доход (12+12+10). Итого текущая цена обычки становится 124 рубля. Доходность вложений=124/90=38% Покупая обычку по 72 рубля и продав ее по 100 рублей, мы получаем те же 38%. Иными словами, текущий спрэд между обычкой и префами закладывает сценарий, согласно котором к моменту конвертации акции банка будут стоить в районе 100 рублей. Теперь несложно догадаться, что если Вы рассчитываете на то, что к моменту конвертации обычка будет стоить дешевле 100 рублей, лучше покупать префы. Если обычка будет стоить дороже 100 рублей - лучше покупать обычку. По нашим прогнозам, прибыль банка будет находиться на высоком уровне, что создаст условия для роста акций банка. Отсюда наш выбор - обычка.
  • alex 1273

    alex 1273

    Почему отдаете предпочтение обычке банка СПб? Ведь префа конвертируемые и по ним дивиденды на уровне 13 % в течение нескольких лет будут выплачиваться, а разница в ценах не такая большая…
Артем Абалов

Артем Абалов

начальник аналитического управления

Раздел «Компания в лицах»