Аэрофлот раскрыл консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 1 п/г 2016 г.
Совокупная выручка авиаперевозчика увеличилась на 26,8%, составив 223,8 млрд руб.
В структуре доходов высокие темпы роста (+27,6%) показала выручка по соглашениям с авиакомпаниями (роялти) за счет увеличения доходов номинированных в иностранной валюте вследствие ослабления курса рубля.
Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 28,7% и составила 188 млрд руб., что связано с ростом пассажиропотока Группы на 10,3%, а также изменением среднего курса рубля за указанный период, что определило рост международной выручки, номинированной в иностранной валюте.
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 17,5% до 5,2 млрд руб. на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 12,7%.
Прочая выручка увеличилась на 17,9% до 30,5 млрд руб., что обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса, а также увеличением доходов от банков по программе «Аэрофлот Бонус».
Операционные расходы выросли на 17,6% до 200,5 млрд руб.
Мы особо отмечаем практически нулевую динамику ключевой статьи затрат компании - расходов на топливо. Это обусловлено снижением средних цен на авиатопливо в рублях и реализацией компанией мер по повышению топливной эффективности, определивших улучшение показателей удельного потребления топлива.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 40,1 млрд руб. (+16,2%), что связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 11,0%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и объемов перевозок. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало повышение тарифов рядом российских аэропортов.
Расходы на оплату труда выросли на 13,9 до 31,0 млрд руб. в результате индексации заработной платы отдельным категориям работников с начала 2016 года, а также в связи с приемом на работу бывших сотрудников «Трансаэро».
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 28,4 млрд руб., увеличившись на 42,2%, за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в иностранной валюте). Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 21,0%. Дополнительное влияние на размер расходов по операционной аренде оказали расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 16 самолетов или 8,1% по сравнению с 30 июня 2015 года), а также рост трехмесячной ставки LIBOR в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 33,8% до 17,5 млрд руб. в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы выросли на 13,1% на фоне увеличения производственного налета часов и дополнительных расходов на подготовку воздушных судов к выводу из парка.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 11,9% и составили 12,8 млрд руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к иностранным валютам, а также ростом количества спонсорских и рекламных мероприятий.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 8,9 до 6,8 млрд руб., что связано с поэтапным выводом воздушных судов по договорам финансового лизинга (уменьшение количества воздушных судов в финансовом лизинге на 11 лайнеров по сравнению с серединой прошлого года).
Прочие расходы увеличились на 57,0% до 19,1 млрд руб., что связано с ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат, а также начислением дополнительных резервов по просроченной задолженности.
В итоге операционная прибыль компании увеличилась почти в 4 раза, составив 23,2 млрд рублей.
Традиционно большое влияние на итоговый результат оказал блок финансовых статей. Финансовые доходы компании в отчетном периоде показали незначительный рост, составив 7,9 млрд руб.
Финансовые расходы сократились на 31,8% до 5,07 млрд руб., что в основном связано с отражением убытка по производным инструментам, не учитываемым по правилам хеджирования, в данной статье в прошлом году.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 8,6 млрд руб. и был обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
Все вышесказанное привело к тому, что в отчетном периоде Аэрофлот смог заработать чистую прибыль в размере 1,34 млрд руб. против убытка 3,4 млрд руб. годом ранее.
Отчетность вышла несколько лучше наших ожиданий на операционном уровне; особенно порадовала динамика доходности пассажирских перевозок. С учетом вышесказанного мы несколько скорректировали прогноз финансовых показателей текущего года в сторону повышения. Отдельно отметим, что по линии балансовых показателей компания распустила часть резерва по операциям хеджирования (на 22,1 млрд руб.). В результате этой операции отрицательный собственный капитал сократился с 36,12 млрд руб. до 3,97 млрд руб.; иными словами Аэрофлот стоит буквально в шаге от возврата собственного капитала в положительную зону. Также отметим сокращение долга с начала года почти на 53 млрд руб. ( с 233 млрд руб. до 180 млрд руб.). Наметившееся оздоровление финансовых показателей компании существенно повышает шансы на дивидендные выплаты по итогам текущего года.
Акции Аэрофлота торгуются исходя из P/E2016 ниже 4 и продолжают входить в число наших приоритетов.