Аэрофлот раскрыл консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 1 п/г 2017 г.
Общая выручка компании увеличилась на 4,9%, составив 234,9 млрд руб.
Выручка от пассажирских перевозок увеличилась на 6,7% и составила 200,8 млрд руб., на фоне почти 19%-го роста пассажирооборота компании, нивелированного снижением доходных ставок, прежде всего на международных направлениях, в связи с укреплением курса рубля. Рост пассажиропотока превысил 16,6% в результате сохраняющегося высокого спроса на внутренние перелеты, а также благодаря запуску новых международных направлений. Помимо регулярных пассажирских перевозок, которые увеличили доходы компании на 7,3 млрд руб., в отчетном периоде активно развивалась чартерная программа дочерней авиакомпании «Россия». В результате, доходы от чартерных перевозок увеличились почти в 2 раза и составили 12,4 млрд руб.
Поступление дальнемагистральных судов в парк Группы и рост объема перевозок грузов и почты в отчетном периоде на 44,3% позволили также нарастить выручку от грузовых перевозок до 7,2 млрд руб. (+37,7%).
Доходы по соглашениям с авиакомпаниями (роялти), номинированные в иностранной валюте снизились на 14,8% до 15,3 млрд руб. вследствие ослабления курса рубля.
Операционные расходы росли бОльшими темпами (+13,3%) до 227,2 млрд руб.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 25,5% и составили 56,2 млрд руб. Рост расходов на авиационное топливо, обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях, а также увеличением объема перевозок и налета часов.
Без учета расходов на авиационное топливо операционные расходы выросли на 9,7% до 170,9 млрд руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 46 млрд руб., увеличившись на 14,6%, в основном за счет роста объемов перевозок. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало внедрение инициатив по повышению качества сервиса.
Расходы на оплату труда увеличились на 23,5% до 38,3 млрд руб. в основном в результате индексации заработной платы работникам в соответствии с коллективным договором, увеличением численности персонала для поддержания операционного роста, а также за счет роста переменной части заработной платы работников, связанной с достижением корпоративных ключевых показателей эффективности.
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 30,7 млрд руб., увеличившись на 8,1%, что обусловлено расширением парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 36 самолетов или 16,9%), а также ростом средней трехмесячной ставки LIBOR почти в два раза в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 10,5% до 15,7 млрд руб. что обусловлено укреплением рубля и незначительными корректировками в графике технического обслуживания.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 13% и составили 14,5 млрд руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом вознаграждений агентской сети в связи с увеличением продаж, а также с развитием ИТ-инфраструктуры.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 13,6% и составили 7,7 млрд руб.
Прочие расходы сократились на 5,3% до 18,1 млрд руб., что связано со снижением расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие уменьшения рублевого эквивалента валютных затрат.
В итоге операционная прибыль компании снизилась на 66,9%, составив 7,7 млрд рублей.
Традиционно большое влияние на итоговый результат оказал блок финансовых статей. Финансовые доходы компании в отчетном периоде сократились на 39,4%, составив 4,8 млрд руб. в основном за счет уменьшения прибыли от курсовых разниц, основная сумма которых включает в себя эффект от возврата авансовых платежей по поставкам воздушных судов.
Финансовые расходы снизились на 18% до 4,2 млрд руб., что в основном связано с уменьшением долга и советующим сокращением расходов по процентам по займам.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 2,7 млрд руб. и обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
Помимо всего прочего отметим снижение эффективной ставки по налогу на прибыль с 70% до 48% в связи с изменением суммы расходов, не принимаемых для целей налогообложения.
Все вышесказанное привело к тому, что несмотря на снижение рентабельности на операционном уровне, чистая прибыль Группы «Аэрофлот» по итогам 6 месяцев 2017 года составила 2,9 млрд руб., что на 17,1% выше прошлогоднего результата. Это стало возможным, благодаря снижению долговой нагрузки и выплат по налогу на прибыль. При этом прибыль, причитающаяся акционерам компании увеличилась в 2 раза и составила 2,9 млрд руб.
Отчетность вышла хуже наших ожиданий в части доходных ставок, при этом пассажирооборот продолжает расти двузначными темпами.
С учетом вышесказанного, мы несколько понизили прогноз финансовых показателей текущего года. Отдельно отметим, что по линии балансовых показателей компания продолжила роспуск резерва по операциям хеджирования (почти на 5,0 млрд руб. с начала года). В результате собственный капитал компании составляет 28,7 млрд руб. Также отметим сокращение долга с начала года на 13,3 млрд руб. (со 143,1 млрд руб. до 129,8 млрд руб.).
Акции Аэрофлота торгуются исходя из P/E2017 порядка 7,7 и продолжают входить в число наших приоритетов.
___________________________________________