Индекс Арсагеры -27,14% -0,62%
Индекс МосБиржи 3028,01 + 0,11%

Yandex N.V. (YNDX)

Связь, телекоммуникации и новые технологии

Итоги 2023 г.: на пути домой

714
Перейти к комментариям

Компания Yandex раскрыла консолидированную финансовую отчетность по МСФО за  2023 г.

Ключевые показатели Yandex N.V., (YNDX) 2023

Совокупная выручка компании выросла на 53,4% до 800,1 млрд руб.

Доходы одного из ключевых сегментов – Поиск и портал – выросли на 49,3% до 337,5 млрд руб. на фоне увеличения доли компании на российском поисковом рынке с 61,9% до 63,4%. Такой рост выручки сегмента в основном связан с развитием рекламных продуктов и технологий в сфере малого и среднего бизнеса, а также с увеличением доходов поискового бизнеса. Скорректированная EBITDA сегмента прибавила 43,5%, составив 173,0 млрд руб. При этом отношение скорректированного показателя EBITDA к выручке составило 51,2% по сравнению с 53,3% годом ранее. Такая динамика была обусловлена в основном инвестициями в новые продукты и технологии, в том числе генеративные нейросети, и ростом соответствующих расходов на персонал и маркетинг, а также эффектом низкой базы 2022 г., когда были существенно сокращены ряд статей затрат.

Выручка сегмента Электронная коммерция, Райдтех и Доставка составила 420,8 млрд руб., прибавив 61,1%, в основном за счет развития сервисов Электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесли Яндекс Маркет и Яндекс Лавка), сервисов Райдтеха (главным образом, по причине устойчивого роста количества поездок и показателя GMV в райдшеринге) и направления Доставки. Убыток сегмента по скорректированному показателю EBITDA увеличился на 20,2% до 23,6 млрд руб. Такая динамика объясняется в основном ростом масштаба Яндекс Маркета и Райдтеха, требующего существенных вложений.

Дивизион Плюс и развлекательные сервисы (Медиасервисы) нарастил доходы более чем в 2 раза до 67,0 млрд руб. вследствие увеличения базы платных подписчиков на 58% и роста средней выручки на подписчика на 33,6%. Скорректированный показатель EBITDA сегмента закрепился в  положительной зоне,  составив 2,9 млрд руб. Это объясняется эффектом положительного операционного рычага на фоне роста выручки от продажи подписок.

Сегмент Сервисы объявлений также показал почти двукратный рост  выручки до 24,2 млрд руб., в первую очередь, благодаря высоким результатам Авто.ру, которых удалось добиться за счёт базы дилеров, развития новых проектов и улучшения монетизации, а также Яндекс Путешествий — на фоне укрепления положения сервиса на рынке. На рост выручки также повлияли хорошие результаты в Яндекс Недвижимости в категории объявлений на первичном рынке.  Скорректированная прибыль по EBITDA составила 423 млн руб.  (-61,9%), что объясняется продолжающимися инвестициями в долгосрочное развитие бизнеса, в частности сервисов Яндекс Путешествия и Яндекс Аренда.

Дивизион Прочие бизнесы и инициативы нарастил выручку на 69,6% до 82,7 млрд руб., что главным образом, было связано с быстрым увеличением доходов направления Устройств и Алисы, сервисов Yandex Cloud и направления Финтеха. Отрицательная скорректированная EBITDA  составила 56,8 млрд руб., увеличившись почти вдвое на фоне увеличения затрат на разработку беспилотных автомобилей и развития финтех-сектора. Также на результат дивизиона отрицательно повлияла консолидация нераспределенных корпоративных расходов остальных сегментов.

В итоге скорректированная EBITDA компании увеличилась более чем вдвое, составив 97,0 млрд руб.

Отметим рост расходов на амортизацию до 40,0 млрд руб. (+29,4%) и увеличение затрат на вознаграждения сотрудников, основанных на акциях,  до 20,5 млрд руб. (18,6%).

Чистые финансовые расходы составили 5,2 млрд руб. против доходов 1,3 млрд руб. годом ранее на фоне существенного увеличения процентных расходов. Убыток от деятельности совместных предприятий в отчетном периоде составил 1,6 млрд руб. увеличившись на 72,4%.

В итоге чистая прибыль компании сократилась вдвое, составив 20,0 млрд руб. во многом по причине эффекта от деконсолидации Новостей и Дзен, отраженного в отчетности предыдущего года. Скорректированная чистая прибыль компании составила 27,4 млрд руб. против 10,8 млрд руб. годом ранее.

Основным событием текущего года, без сомнения, станет разделение активов компании на отечественные и зарубежные после того, как нидерландская компания Yandex N.V. заключила сделку по продаже бизнеса Яндекса за 475 млрд руб.консорциуму частных инвесторов. В рамках корпоративной реорганизации новой головной компанией Яндекса станет Международная компания акционерное общество (МКАО) «ЯНДЕКС», акции которой будут торговаться на Московской бирже. При этом Яндекс сохранит бизнесы, сервисы и активы группы Yandex N.V. за исключением зарубежных стартапов (Nebius, Toloka, Avride и TripleTen) и дата-центра в Финляндии. В этой связи мы планируем вернуться к обновлению модели компании после завершения реорганизации с учетом нового корпоративного контура, ограничившись рядом корректировок с учетом отклонений фактических показателей вышедшей отчетности от наших прогнозов по ряду статей неоперационных расходов.

Изменение ключевых прогнозных показателей Yandex N.V., (YNDX) 2023

Бумаги Yandex торгуются с P/BV 2024 около 3,5 и не входят в число наших приоритетов.

___________________________________________

 

Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании»

Полный видеокурс лекций об инвестировании в свободном доступе по ссылке.

Отследить выход новых постов можно в Телеграм-канале по ссылке.

 

Комментарии 4

Для того, чтобы оставить комментарий к публикации, а также иметь возможность отвечать на комментарии других пользователей, необходимо

  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Именно так, спасибо за поправку
  • Здравствуйте, у вас указанно ЧП снизилась вдвое, из-за деконсолидации яндес маркета, видимо опечатались, деконсолидации новостей и дзен?
  • Артем Абалов

    Артем Абалов

    Акции Petropavlovsk PLC уже прошли процедуру ранжирования, модель по ним в процессе построения, пост планируется сделать по ближайшей отчетности. По бумагам Mail.ru Group модель планируем построить в течение текущего квартала, первый пост, видимо, появится по отчетности за 9 месяцев.
  • Гость

    Подскажите покрываете ли вы новые компании на Московской бирже - Mail.ru Group и Petropavlovsk PLC, и когда стоит ожидать посты по ним?
Елена Ланцевич

Елена Ланцевич

ведущий аналитик по акциям

Раздел «Компания в лицах»