Концерн Volkswagen AG раскрыл консолидированную финансовую отчетность за двенадцать месяцев 2017 года.
Совокупная выручка немецкой компании выросла на 6.2% - до €230.7 млрд.
Обратимся к финансовым показателям по каждому сегменту. Отметим, что в таблицах будет приведены показатели сегментной выручки и оптовых продаж автомобилей с учетом внутригрупповой реализации. Следует сказать, что значительная часть операций Volkswagen приходится на Китай, где компания ведет свою деятельность в рамках 2 крупных совместных предприятий – SAIC VOLKSWAGEN (доля Volkswagen - 50%) и FAW-Volkswagen (40%), общие продажи которых за 12 месяцев 2017 года достигли 4.02 млн автомобилей.

Резкое снижение доходов сегмента «Volkswagen – пассажирские автомобили» связано с реклассификацией продаж, что привело к тому, что часть операций была перераспределена среди остальных сегментов. Таким образом, итоги 2017 года и 2016 года не являются сопоставимыми. Средняя цена проданного автомобиля в рассматриваемом периоде снизилась на 7.9%. Стоит отметить рост операционной рентабельности до 4.1%, главным образом, благодаря оптимизации затрат. Операционная прибыль увеличилась почти в 2 раза и достигла 3.3 млрд евро.

Сегмент Audi показал скромную динамику выручки (+1.4%), на фоне увеличения операционной рентабельности до 8.4%. Положительное влияние оптимизации себестоимости и увеличения цен на прибыль (5.05 млрд евро, +4.4%) было частично компенсировано ростом амортизационных расходов, связанным с продолжающейся международной экспансией.

Сегмент чешской марки Skoda показал рост выручки (+15%). Новому Kodiaq был оказан теплый прием на рынке: модель сыграла важную роль в повышении продаж сегмента. Рост объемов продаж, реализация более дорогих автомобилей, а также оптимизация себестоимости продукции привели к росту операционной прибыли более чем на треть до €1.6 млрд. Операционная рентабельность выросла с 8.7% до 9.7%.

Продажи автомобилей (+8.6%) и выручка (+11.2%) испанской марки SEAT продемонстрировали в рассматриваемом периоде достаточно сильную положительную динамику. Рост объемов продаж, в том числе запуск новых моделей Ateca и Arona, и увеличение доли маржинальной продукции привели к росту операционной прибыли (+24.8%) до €191 млн.

В отчетном периоде британская марка Bentley продала меньший объем автомобилей (-6.5%). Снижение объемов реализации и средних цен автомобилей были частично компенсированы положительными курсовыми разницами и более низкими затратами по новым разработкам.

Сегмент Porsсhe продал в отчетном периоде 248 тыс. спортивных автомобилей (+3.8%). Наибольший рост продаж показала модель Panamera. Выручка составила €21.7 млрд (+4.7%). Операционная прибыль выросла на 7.2% до €4 млрд., главным образом, за счет увеличения объемов производства. Стоит отметить, что с начала года финансовые услуги, оказываемые в рамках сегмента Porsсhe, стали учитываться в сегменте «Финансовые услуги».

Сегмент коммерческих автомобилей Volkswagen в рассматриваемом периоде показал рост объемов продаж на 4.2%. Наиболее популярными моделями были Multivan и Caddy. Выручка выросла на 7.1%, до €11.9 млрд, операционная прибыль выросла почти на 90% - до €853 млн. Рост объемов производства и доли более маржинальной продукции вкупе с изменениями валютных курсов увеличили операционную рентабельность с 4.1% до 7.2%.

Шведская компания Scania показала рост объемов продаж (+10.8%) и увеличение выручки (+13.1%). Операционная прибыль выросла до €1.3 млрд (+20.2%) из-за увеличения продаж автомобилей и расширения бизнес-услуг.

Другой производитель грузовиков, автобусов и энергетического оборудования – немецкая компания MAN SE испытывала влияние разнонаправленных тенденций. По направлению коммерческих автомобилей выручка составила €13.4 млрд (+6.9%), что привело к получению операционной прибыли в размере €469 млн (против €424 млн годом ранее). Доходы от производства дизельных двигателей составили €3.3 млрд (-8.6%); снижение объемов продаж привело к незначительному сокращению операционной прибыли до €193 млн.

Деятельность сегмента «Финансовые услуги», главным образом, объединяет кредитование, страхование и лизинг, а доходы напрямую связаны с ростом объема продаж Группы. Операционная прибыль составила €2.5 млрд (+16.9%), операционная рентабельность снизилась до 10.3%.
Стоит упомянуть нашумевший «дизельный скандал», серьезно повлиявший на итоговый результат компании в прошлом году. По итогам отчетного периода по статье «Специальные статьи затрат» были зафиксированы убытки в размере €3.2 млрд.
В итоге чистая прибыль компании выросла более чем в 2 раза и составила €11.4 млрд.

После внесения фактических данных мы незначительно скорректировали прогноз финансовых результатов по ряду сегментов в части понижения прогнозных цен и операционной рентабельности. Рекомендованный по итогам 2017 года дивиденд превысил наши ожидания, что привело к росту дивидендной доходности. Совокупная потенциальная доходность акций снизилась.

Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе компания будет способна зарабатывать чистую прибыль в диапазоне 13-15 млрд евро. Мы отдаем предпочтение привилегированным акциям компании, обращающимся с мультипликатором P/BV 2018 около 0.73.
___________________________________________